Попробуйте задать себе вопрос: «Какие знания, которые я бы хотел получить или которые я уже приобрел, полезны?». Ведь никто не хочет тратить время на изучение каких-либо вещей, которые в будущем ему могут не понадобиться. Так, например, в учебных заведениях многих стран выбор предметов для изучения не предоставляется, и зачастую это встречается не совсем положительно. Более того, те же самые студенты могут знать какой-то предмет намного лучше преподавателя. Ведь в глобальной сети интернета можно обнаружить колоссальное количество онлайн лекций, возможностей для практического оттачивания навыков.
Что такое метапознание?
Простыми словами, это наука о том, что вы знаете и как это используете. Джон Флейвел был исследователем развития человека в интеллектуальной сфере. Он пытается понять процесс получения знаний и то, каким образом они используются на практике. Эта область науки имеет два аспекта, которые нам с вами важно иметь в голове, чтобы составить четкую картинку:
понимание того, что такое знания, и способов их использования; не забываем про память, внимание и т.д.;
умение их применять, что подразумевает постановку целей, задач, построение процесса.
Как использовать знания?
Чтобы успешно и качественно использовать знания, следует тщательно простроить и понять этот процесс. На данном этапе, важно довериться себе и принять то, что вы ставите перед собой. Для этого нужно пройти через три точки:
спланировать то, чего хотите добиться с помощью своих знаний: определиться с тем, к чему вы стремитесь и как вы хотите это сделать;
проанализировать процесс получения или использования знаний: насколько качественно он проходит? что нужно изменить?
сравнить то, чего вы хотели добиться изначально, и то, чего добились.
Как понять, какие знания я имею?
Первой ступенькой на пути к пониманию можно назвать то, с чем мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни: мы вырабатываем определенное отношение. И без него никуда! Иначе как мы поймем, нужно нам что-то менять или нет. Ведь именно на этом строятся дальнейшие вопросы: насколько эффективно я что-то умею? получается ли это у меня? может, что-то будет даваться мне легче, чем это? Например, если нам нужно куда-то добраться. Мы должны понимать, какой способ будет даваться нам проще: может, на словах мы лучше поймем, как добраться до той или иной точки, может, по схеме или по звездам.
Далее мы должны понять, насколько велика вероятность достижения успеха. Может, стоит переключиться на что-то другое или тянуть свою линию до конца? Здесь мы сталкиваемся с оценкой уровня владения навыком, анализом окружающих нас условий.
Но наиболее интересным аспектом понимания знаний является стратегия. Мы понимаем, с чего нужно начать, выстраиваем цепочку выполнения задач, возможные риски. Так мы поступаем с каждым процессом, и на него стоит уделить время и внимание.
О многозадачности
Вспомните школьные времена: учителя настаивают на том, чтобы вы выполняли только одну задачу. В современных школах ребенка вообще засталяют отказаться от пользования телефоном, хотя они состоят в такой неразрывной связи друг с другом и, может, это только будет способствовать, грубо говоря, психологической готовности учиться. Ведь ребенок сам создает себе удобства. Такая политика только усугубляет работу ученика: умея выполнять несколько дел одновременно, можно и время сэкономить, и выполнить гораздо больше. Однако встает вопрос об эффективности и качестве. В таком случае, нужно учиться грамотно распределять задачи, уметь подбирать комбинации их выполнения.
Как развивать метапознание?
Все просто: кроме понимания предыдущих этапов, нам важно визуализировать то, что мы делаем. Поэтому если вы на что-то нацелены, запишите или проговаривайте это. Перешли на следующий этап — похвалите себя. Но не забывайте задавать себе вопросы. Иногда вы можете идти по пути, который будет вам казаться наиболее комфортным. Но, может, есть иной, более продуктивный и эффективный способ?
Дефицит времени и лень могут встать на пути. Задавайте себе вопрос “Зачем я это делаю?” каждый день, ищите свою личную мотивацию. Без этих знаний невозможно сдвинуться с места. Ведь как вы поймете, чего хотите, без понимания себя, того, что вы умеете и как вы можете это использовать.